Детские стихи 3 класс

Детские стихи 3 класс научить Вашего ребенка писать стихи. КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ 3 КЛАСС Уважаемые взрослые! Эта книга — первое руководство для обучения стихосложению третьеклассников. Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Лишь в XVIII-XIX вв. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», — так характеризует Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя. Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и, вообще, художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле — не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться детские стихи 3 класс богатствами русского языка. Есть люди, имеющие к поэзии природное призвание. Они часто но не всегда осваивают правила стихосложения интуитивно. Но даже им полезно специально позаниматься теорией стихосложения — чтобы ускорить свой «поэтический рост», чтобы расширить свой сочинительский репертуар. Но не у каждого человека мысли и чувства облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить их живописно и музыкально. Как показывает практика, в той или иной степени этому может научиться каждый. Но даже человек, обладающий ярко выраженными поэтическими способностями, ощущающий в своей душе потребность выражать свои мысли и чувства звучным, музыкальным языком, при помощи красивых, неожиданных образов, и тот не сможет быть поэтом, если он тем или иным способом не освоит законы и формы стихосложения. И, как говорится, чем быстрее и надёжнее, тем лучше. Других практических руководств по русскому стихосложению нет, за исключением двух, написанных очень давно, весьма непрактичных и запутанных и потому вышедших из употребления. В некоторых школах преподается теория поэзии, детские стихи 3 класс обучить детей искусству стихосложения, как правило, не удаётся. Хотя бы потому, что очень часто всю теорию поэзии сводят к простому перечислению стихотворных метров хорея, ямба и т. Понятия стопы, чрезвычайно важное для традиционного русского стиха, не вводится. Не даётся, следовательно, и представление о стихотворных размерах например, четырёхстопном ямбе, трёхстопном амфибрахии и т. В самых продвинутых программах по литературе вводятся, правда, некоторые понятия и кроме стихотворных метров, детские стихи 3 класс очень торопливо и без должной практической отработки. Все виды русских рифм, а также основные схемы рифмовки даются за 4-5 уроков. Овладеть столь сложным материалом в столь краткий срок — это, пожалуй, было бы трудновыполнимой задачей даже для маленького Пушкина. Невозможно за такое короткое время научиться различать мужскую, женскую, дактилическую рифмы, перекрёстную, кольцевую, парную схемы рифмовки, освоить такие понятия, как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение и т. А уж о том, чтобы научиться использовать полученные знания практически, при написании стихов — об этом и говорить смешно. В данном руководстве мы постарались ясно, очень подробно, пошагово изложить для любого ученика детские стихи 3 класс программу обучения теории и, главное, практике стихосложения. Мы все, естественно, понимаем, что Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Бродским, Высоцким надо родиться. Но не стоит детские стихи 3 класс роль специального обучения или самообучения при формировании их гения. Кто знает, стал ли бы Пушкин величайшим русским поэтом, не получи он соответствующую подготовку в Царскосельском лицее. Кто знает, каких ещё творческих высот могли бы достичь Есенин и Детские стихи 3 класс, если бы они, в свою очередь, закончили подобное учебное заведение? Почти все великие поэты настаивали на том, что хорошее знание теории стихосложения оказывает им огромную помощь, пусть даже она не всегда бывает осознанной. «Правила стихосложения надо знать очень хорошо, чтобы в решительную минуту о них не думать», — утверждал великий французский поэт Что же касается тех детей, которых природа наделила не поэтическим, а какими-либо другими талантами, — для них поэзия детские стихи 3 класс источником высокого, облагораживающего интеллектуального и духовного наслаждения, подобного, например, музыке или шахматам. Данное пособие ставит своей задачей, кроме обучения школьников теории и практике стихосложения, ознакомление детей с русской поэзией, как классической, так и более или менее детские стихи 3 класс. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать, и любить произведения великих поэтов. Кроме того, чтение чужих стихов — лучшая поэтическая школа. По всей видимости, все великие поэты даже Пушкин и Лермонтов проходили через этап подражания — вольного или невольного — своим великим предшественникам. В этом нет ничего зазорного, детские стихи 3 класс естественный путь к мастерству. В конце пособия даны ответы на многие хитрые задания. Пособие можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также оно является прекрасным материалом детские стихи 3 класс индивидуальных занятий дома с ребёнком. Как работать с этим материалом? Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже 1 раза в 1 неделю. Выделите 5-7 занятий хотя бы для беглого для прохождения материала 1-2 классов. То, что выделено желтым цветом в предисловии для взрослых — прочитайте вслух ребёнку. Раздел Задания для твоего самообразования — это материал для домашней или самостоятельной работы. Если Вы занимаетесь с ребёнком дома — выйдите из комнаты на 15 минут. Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он детские стихи 3 класс самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению. Тетрадь разделите на следующие заголовки: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» ФИО поэта Названия детские стихи 3 класс, которые он написал Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23 Занятие детские стихи 3 класс Занятия 21-27 «МОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ» На этих страничках напиши те стихи, которые особенно понравились тебе. Нарисуй к ним иллюстрации «МОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ» На этих страничках напиши самые красивые поэтические строки, которые ты прочёл. «МОИ СТИХИ» На этих страничках напиши те стихи, которые тебе удалось сочинить самостоятельно. Нарисуй к ним иллюстрации Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, а также с пренебрежением относиться к его первым шагам в написании стихотворений. Нельзя ругать за орфографические ошибки. Хотите — простым карандашиком легонечко исправьте. РЕБЁНКУ ЗА ЕГО ТРУД — ТОЛЬКО ПОХВАЛА И ПОЧЁТ! Ты уже начал осваивать теорию стихосложения. Но ты не просто теоретик литературы — ты уже поэт. Из-под твоего пера вышел целый ряд стихов, написанных в соответствии с теми правилами, которые ты выучил. Итак, первые, самые трудные шаги сделаны. Пора идти дальше, к новым знаниям, к новым свершениям, детские стихи 3 класс новым стихам. И кто знает, может быть, будущие школьники будут изучать искусство стихосложения по твоим произведениям? Занятие 1 РИФМА Ты уже знаешь, что рифмы бывают трёх видов. Первый вид — это мужская рифма. В рифмующихся словах ударение падает на последний слог. Второй вид детские стихи 3 класс это женская рифма. В рифмующихся словах ударение падает на предпоследний слог. Третий вид — это дактилическая рифма. В рифмующихся словах ударение падает на третий от конца предпредпоследний слог. Вот поэтический отрывок, в котором все рифмы — мужские: День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака… Уж поздно. Ударение в них падает на последний слог. А вот стихотворение, в котором все рифмы — женские: Утёс Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Ударение в них падает на предпоследний слог. И, наконец, поэтический отрывок, в котором все рифмы — дактилические: Запад гаснет в дали бледно-розовой, Звёзды небо усеяли чистое, Соловей свищет в роще берёзовой, И травою запахло душистою. Знаю, чт о к тебе в думушку вкралося, Знаю сердца немолчные жалобы, Не хочу я, чтоб ты притворялася И к улыбке себя принуждала бы. Твоё сердце болит, безотрадное, В нём не светит звезда ни единая — Плачь свободно моя ненаглядная, Пока песня звучит соловьиная, Соловьиная песня унылая, Что как жалоба катится слёзная, Плачь, душа моя, плачь, моя милая, Тебя небо лишь слушает звёздное! Ударение в них падает на третий от конца слог. В одном стихотворении могут чередоваться разные виды рифм. Море воет, море стонет, И во мраке, одинок, Поглощён волною, тонет Мой заносчивый челнок. Другой пример: В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на чёрной скале. А вот пример иного чередования: Синело небо. Трещали на лугу кузнечики. Нагнувшись, низкою гречихой К деревне двигались разведчики. Упражнение Определи, при помощи какой рифмы — мужской, женской или дактилической — написан поэтический отрывок. Свежо с переливчатой зыби пруда На старые корни плескала вода. Под веянье листьев, под говор волны Когда-то мне грезились детские сны. Упражнение Определи, какая рифма — мужская, женская или дактилическая — использована в каждом стихе строке поэтического отрывка. Конский бег на воле! В небе крик орлиных стай! Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Детские стихи 3 класс ты, бор дремучий! Ветер, степь да тучи! Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ТРОПИНКА КАКАЯ? Вариант 2 Горы КАКИЕ? Вариант 3 ПОЛЕ КАКОЕ? Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова: Футболка — прополка парник — цветник крапива — слива лопух детские стихи 3 класс мух 5. Упражнение Подбери детские стихи 3 класс можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Раскрась розовым фоном сравнения. Ночь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста! Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце детские стихи 3 класс. Водою с солнцем пополам Затоплены проталины. И небо в тучах как в пуху Над грязной вешней жижицей Застряло в сучьях наверху И от жары не движется. Распустив хвоста колючий веер, На сосне красуется глухарь. Тонкий дух весенней благодати, Свет звезды — как первая слеза… И глухарь, кудесник бородатый, Закрывает жёлтые глаза. Кедрин Задания для твоего самообразования 8. Упражнение Определи, какая рифма — мужская, женская или дактилическая — использована в каждом стихе строке поэтического отрывка. Вот с неба звёзды глянут, И, как река, засветит Млечный Путь. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Два бешеных винта, два трепета земли, Два грозных грохота, две ярости, две бури, Сливая лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперёд. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Прочитай стихотворение и выучи его наизусть. Аукаться люблю я с нею в детские стихи 3 класс, Нечаянно ловить шалунью на лету И по кайм е детские стихи 3 класс и с прихотью и с блеском Ткань украшать свою игривым араб еском. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 2 РИТМ, СТИХОТВОРНОЕ УДАРЕНИЕ Как ты уже знаешь, в стихотворении есть ритм. Он возникает при правильном чередовании ударных и безударных слогов. Например: ударный слог чередуется с безударным слогом. Или такой ритм: два безударных слога, один ударный слог, два безударных слога, один ударный слог. Возьмём первое четверостишие из стихотворения Значит, здесь ударный слог чередуется с безударным. Это и составляет ритм данного стиха. В стихотворении ритм во всех стихах должен быть одинаковым. Из этого правила бывают исключения, но пока мы их разбирать не будем. Значит, во втором стихе ритм должен быть тем же, что и в первом. Ты видишь, что на пятом слоге ритм нарушается. Чтобы сохранить ритм ударный — безударный, ударный — безударный, пятый слог должен был бы быть ударным. И вот, для того, чтобы сохранить ритм, в поэзии используется стихотворное ударение. Это значит, что на слог, который в обычной прозаической речи не является ударным, в стихотворении падает ударение. Для сохранения ритма ударение у него отнимается. Обрати внимание, что у слова «как» в четвёртом стихе ударение сохранено, потому что там оно детские стихи 3 класс для ритма. Правила о стихотворном ударении следующие: 1 Можно для ритма добавлять ударения. Например: По лугу мы идём И песенку поём. Здесь было добавлено второе ударение в слове «песенку» и получился чёткий ритм, который заключается в чередовании безударного слога и ударного слога. А теперь слова «по лугу» мы заменим словами «по траве». Получится: По траве мы идём И песенку поём. Стихи получатся хоть и ритмичные, но некрасивые, корявые, малопонятные. Как же быть, если всё же нужно заменить слово «луг» на слово «трава»? Например, если дело уже происходит в лесу. Вместо слова тра-ва с ударением на втором слоге, нужно употребить слово трав-ка с ударением на первом слоге. Ты видишь, что для того, чтобы научиться писать стихи, надо научиться подбирать нужные слова. Упражнение Раздели на слоги. Определи, как чередуются ударные и безударные слоги. Проставь недостающие стихотворные ударения. Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя, Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: «Расступись, о старец море, Дай приют моей волне! Погулял я на просторе, Отдохнуть пора бы детские стихи 3 класс Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Детские стихи 3 класс, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Упражнение В этих отрывках переставлены некоторые слова, из-за чего ритм нарушился. Верни слова на место. Между ними родник из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной… Раскаты гремят молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли детские стихи 3 класс дождевые, И солнце нити золотит. Ночная тень Москвы окрестность покрывает; Вдали Кутузова курень Один, как звёздочка, сверкает. Войск громада во тьме кипит, И над пылающей Москвою Зарево багрово лежит Необозримой полосою. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 Жара КАКАЯ? Вариант 2 ПЫЛЬ КАКАЯ? Вариант 3 Вечер КАКОЙ? Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или детские стихи 3 класс с этими словами. Напиши своё стихотворение с этими сравнениями. Жемчужников Задания для твоего самообразования 19. Упражнение Раздели на слоги. Определи, как чередуются ударные и безударные слоги. Проставь недостающие стихотворные ударения. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух детские стихи 3 класс, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. » Фыркает конь и ушами прядёт, Брызжет и плещет и дале плывёт. Лермонтов Раздели на слоги. Определи, как чередуются ударные и безударные слоги. Отними ударения у некоторых слов, чтобы сохранить ритм. Подчеркни слова, у которых пришлось отнять детские стихи 3 класс. Ей нравиться долго нельзя: Как цепь, ей несносна привычка, Она ускользнёт, как змея, Порхнёт и умчится, как птичка. Лермонтов В этих отрывках переставлены некоторые слова, из-за чего ритм нарушился. Верни слова на место. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Водою с солнцем пополам Затоплены проталины. И небо в тучах как в пуху Над грязной вешней жижицей Застряло в сучьях наверху И от жары не движется. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось детские стихи 3 класс всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 3 СТОПА Детские стихи 3 класс уже знаешь, детские стихи 3 класс стихотворные произведения состоят из стихов. Каждая строка стихотворения или поэмы — это стих. Стихи, в свою очередь, состоят из стоп. Стопа состоит из ударного слога и безударного слога, или из ударного слога и двух безударных слогов. Правила разделения стиха на стопы: 1 Стопа состоит из двух детские стихи 3 класс из детские стихи 3 класс слогов. Возьмём для примера первое четверостишие стихотворения Пушкина «Бесы»: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Ритм здесь такой: ударный слог — безударный слог, ударный слог — безударный слог. При этом мы добавили два ударения в слово «невидимкою» и одно ударение в слово «освещает». Разделим первый стих на слоги. Значит, получится четыре стопы. Сколько ударных слогов, столько и стоп. Значит, первый и третий слоги входят в разные стопы, ведь два ударных слога в одну стопу входить не могут. В какую стопу входит второй слог -тсябезударный? А стопа должна состоять из двух или из трёх слогов. Значит, слог -тся входит в первую стопу. Итак, первую стопу мы узнали. По правилу, остальные стопы в стихе должны быть похожи на первую: тоже состоять из двух слогов, детские стихи 3 класс первый слог — ударный, а второй — безударный. Разделение на стопы обозначается вертикальными штрихами. Значит, получится четыре стопы. Значит, первый и третий слоги входят в разные стопы. В какую стопу входит второй слог -ви-безударный? А стопа должна состоять из двух или из трёх слогов. Значит, детские стихи 3 класс -ви- входит в первую стопу. Итак, первую стопу мы узнали. По правилу, остальные стопы в стихе должны быть похожи на первую: тоже состоять из двух слогов, причём первый слог — ударный, а второй — безударный. Ведь по правилу для того, чтобы составить стопу, нужен ещё один слог, безударный. Но в этом правиле есть исключение. В последней стопе стиха но только в последней стопе может быть только один слог, но детские стихи 3 класс ударный. Подробно о последних стопах мы поговорим позже. Значит, получится четыре стопы. Значит, первый и третий слоги входят в разные стопы. В какую стопу входит второй слог -све-безударный? А стопа должна состоять из двух или из трёх слогов. Значит, слог -све- входит в первую стопу. Итак, первую стопу мы узнали. По правилу, остальные стопы в стихе должны быть похожи на первую: тоже состоять из двух слогов, причём первый слог — ударный, а второй — безударный. В нём тоже четыре ударных слога. Значит, получится четыре стопы. Детские стихи 3 класс, первый и третий слоги входят в разные стопы. В какую стопу входит второй слог -тнобезударный? А стопа должна состоять из двух или из трёх слогов. Значит, слог -тно входит в первую стопу. Итак, первую стопу мы узнали. По правилу, остальные стопы в стихе должны быть похожи на первую: тоже состоять из двух слогов, причём первый слог — ударный, а второй — безударный. Мы помним, что в последней стопе стиха и только в последней стопе может быть только один слог, но обязательно ударный. Упражнение Перед тобой второе четверостишие стихотворения Раздели его на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Упражнение Поэтические отрывки разделены на слоги, в них проставлены стихотворные ударения. Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Подчеркни синим карандашом добавленные стихотворные ударения, а красным — слова, у которых ударение отнято. Мирно дремлет чижик в клетке, Скрыв головку под крыло. На столе, горя как жар, Звонко песню распевает Запотевший самовар. Ни одна звезда Не озаряла детские стихи 3 класс путь. Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов, И только! Много я часов Бежал и, наконец, устав, Прилёг между высоких трав… Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю детские стихи 3 класс. Вариант 1 Берег КАКОЙ? Вариант 2 Ручей КАКОЙ? Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова: Небесный — интересный астроном — волшебством иные — непростые звезда — всегда 28. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье детские стихи 3 класс четверостишье с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на —ДЕ. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти сравнения. Их шипы, точно руки из сада, Уцепились за платье моё. Кругом мелькают Будто тёмные щиты Неких витязей подводных… Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Дождик, серый, как воробышек, Их по ягодке склюёт. Детские стихи 3 класс роса Живым огнём с огнями неба в споре. Как океан, разверзлись небеса, И спит земля — и теплится, как море. На их печальные обличья, Пятном блестящим с высоты, Льёт солнце острый блеск величья И греет мёртвые листы. Случевский Задания для твоего самообразования 31. Упражнение Поэтические отрывки разделены на слоги, в них проставлены стихотворные ударения. Подчеркни добавленные стихотворные ударения жёлтым карандашом, а красным — слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Детские стихи 3 класс добавленные стихотворные ударения фиолетовым карандашом, а зелёным — слова, у которых ударение отнято. Холмы, луга, леса, овсы. В ограде детские стихи 3 класс мрак и холод парка И дом невиданной красы. Тихо светит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать детские стихи 3 класс сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Прочитай стихотворение и выучи его наизусть. Как детские стихи 3 класс пишу стихи Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся, набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом, И, право, никогда — не сочиняю. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Выпиши олицетворение и эпитеты. Сверься с ответами в конце книги. Упражнение Найди детские стихи 3 класс прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 4 СТОПА Разделим на стопы первые два стиха стихотворения Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце; день чудесный! Детские стихи 3 класс четыре ударных слога, значит, получится четыре стопы. Из каких слогов состоит первая стопа? Но входит ли в первую стопу слог и? Он безударный, поэтому может быть третьим слогом в стопе. Чтобы ответить на вопрос, посмотрим на следующие три слога. Если первая стопа состоит из трёх слогов, то и вторая стопа должна состоять из трёх слогов. Если в первой стопе первый слог безударный, второй — ударный, а третий — безударный, то же самое должно быть и во второй стопе. Но вторая стопа не может состоять из трёх слогов, ведь четвёртый и шестой слоги — оба ударные, а в стопе может быть только один ударный слог. Как быть с оставшимся слогом -ныйдетские стихи 3 класс В четвёртую стопу его поместить нельзя. Конечные стопы можно уменьшать, но нельзя увеличивать. Пятую стопу слог -ный образовать не может, так как он безударный. Даже в конечной стопе, состоящей из одного слога, этот слог обязательно должен быть ударным. Поэтому существует ещё одно дополнительное правило: на конце стиха могут быть безударные слоги, не входящие ни в какую стопу. Подробнее мы расскажем об этом позднее. Вот почему деление стиха на стопы детские стихи 3 класс начинать с его конца. Из каких слогов состоит первая стопа? Но входит ли в первую стопу слог ты? Он безударный, поэтому может быть третьим слогом в стопе. Чтобы ответить на вопрос, посмотрим на следующие три слога. Если первая стопа состоит из трёх слогов, то детские стихи 3 класс вторая стопа должна состоять из трёх слогов. Если в первой стопе первый слог безударный, второй — ударный, а третий — безударный, то же самое должно быть и во второй стопе. Но вторая стопа не может состоять из трёх слогов, ведь четвёртый и шестой слоги — оба ударные, а в стопе может быть только один ударный слог. Как быть с оставшимся слогом -тныйбезударным? В четвёртую стопу его поместить нельзя. Конечные стопы можно уменьшать, но нельзя увеличивать. Пятую стопу слог -тный образовать не может, так как он безударный. Вспомним дополнительное правило: на конце стиха могут быть безударные слоги, не входящие ни в какую стопу. Упражнение Поэтические отрывки разделены на слоги, в них проставлены стихотворные ударения. Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лермонтов И я был сослан в глубь степей, И я изведал мир огромный В дни страннической и бездомной Пытливой юности моей. Листья кружатся, шуршат, Ветер с шумом налетает — И гудит, волнуясь, сад, И угрюмо замирает. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 Море КАКОЕ? Вариант 2 Волна КАКАЯ? Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или детские стихи 3 класс с этими словами. Вариант 1 К словам, которые оканчиваются на —АНТ. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Сверься с ответами в конце книги. Никитин Озеро И никогда мороз зимы холодной, Спустившись с гор, стоящих над тобой, Не смел оковывать твоей пучины водной Своей тяжёлой, мертвенной бронёй. В работе робкой и безмолвной, Людскому глазу не видна, Жизнь сыплет всюду горстью полной Свои живые семена! Случевский Задания для твоего самообразования 42. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Когда в душе восторг кипит — Приходит песня снова, И громкий звук её летит До неба голубого. И в светлой радости своей, И в тяжком, лютом горе Спешим мы в песне поскорей Излиться на просторе. Вслед за ним неумолимо Встало зарево огня… Резкий грохот, тяжкий топот, Вой, мычанье, визг и рёв, И зловеще-тихий ропот Закипающих ручьёв. Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто детские стихи 3 класс своей Детские стихи 3 класс в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Раскрась разноцветными карандашами олицетворения. Луна на меня из-за тучи Детские стихи 3 класс, как будто в слезах, Сидел я под клёном и думал, И думал о прежних годах. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —ЧОМ. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 5 ТРЁХСЛОЖНАЯ СТОПА Двусложная стопа состоит из двух слогов одного ударного и одного безударного. Трёхсложная стопа состоит из детские стихи 3 класс слогов одного ударного и двух безударных. Примеры двусложной стопы мы разбирали на предыдущих занятиях. Теперь обратимся к трёхсложной стопе. Возьмём первое четверостишье из стихотворения Блока «Учитель»: Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит петушок, Скачут барашки, овечки. Разделим его на слоги и проставим стихотворные ударения. Для этого надо проставить обычные ударения. Потом посмотреть, какой получается ритм, то есть, как чередуются детские стихи 3 класс и безударные слоги. Там, где этот ритм нарушается — добавить или отнять ударения. Ритм в этом четверостишье таков: ударный слог — безударный слог — безударный слог; ударный слог — безударный слог — безударный слог. В этом четверостишье обычное ударение полностью совпадает со стихотворным. Теперь разделим первый стих на стопы. Какие слоги входят в первую стопу? Должен входить и второй слог -чилбезударный, потому что в стопе должно быть, по крайней мере, два слога. В какую стопу входит третий слог у-? Поскольку он безударный, он может быть третьим слогом в первой стопе. Но может быть и первым слогом во второй стопе. Допустим, третий слог у- входит во вторую стопу. Поскольку вторая стопа должна быть похожа на первую, в ней тоже должно быть два слога. Получается, что вторая стопа не похожа на первую. Значит, наше предположение было неверным. Слог у- входит в первую стопу. Три слога, первый ударный, два других — безударные. Остальные стопы должны быть устроены так же. Первый слог ударный, два других — безударные. Для него нет двух безударных слогов, чтобы составить стопу. Но мы знаем, что в последней стопе стиха можно отбрасывать один или два безударных слога. Какие слоги входят в первую стопу? Должен входить и второй слог -нобезударный, потому что в стопе должно быть, по крайней мере, два слога. В какую стопу входит третий слог си-? Поскольку он безударный, он может быть третьим слогом в первой стопе. Но может быть и первым слогом во второй стопе. Допустим, третий слог си- входит во вторую стопу. Поскольку вторая стопа должна быть похожа на первую, в ней тоже должно быть два слога. Получается, что вторая стопа не похожа на первую. Значит, детские стихи 3 класс предположение было неверным. Слог си- входит детские стихи 3 класс первую стопу. Три слога, первый ударный, два других — безударные. Остальные стопы должны быть устроены так же. Первый слог ударный, два других — безударные. Для них нет одного безударного слога, чтобы составить стопу. Но мы знаем, детские стихи 3 класс в последней стопе стиха можно отбрасывать один или два безударных слога. Третий и четвёртый стих разбей на стопы самостоятельно. Упражнение Поэтические отрывки разделены на слоги, в них проставлены стихотворные ударения. Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Подчеркни добавленные стихотворные ударения розовым карандашом, а зелёным — слова, у которых ударение отнято. Так приветно журчали ручьи, А в лесу, в полусветлую тень Так светло западали лучи! В нежном небе серебристым комом Облако невиданной красы. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При детские стихи 3 класс обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 РЫБА КАКАЯ? Вариант 2 РЕКА КАКАЯ? Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова: Морской — красотой волна детские стихи 3 класс глубина вода — иногда гора — жара детские стихи 3 класс. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Задания для твоего самообразования 51. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения и раздели на стопы. Подчеркни добавленные стихотворные ударения синим карандашом, а красным — слова, у которых ударение отнято. Едва над холмами Красное солнце взыграет лучами, Холод осеннего, светлого дня, Холод весёлый разбудит меня. Светлое небо, здоровье да воля — Здравствуй, раздолье широкого поля! Как легко трепетали листы! Как блаженно неслись облака! Как светло улыбалася ты! Из листка построив лодку, Фея плавает везде. Ей тритоны удивлялись, Проползая бережком, И, смешные, похвалялись Ей оранжевым брюшком. В гигантском колодце сосновых стволов, В своей одинокой убогой сторожке Лесник пообедал и хлебные крошки Смахнул на ладонь, молчалив и суров. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —ИН. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 6 ХОРЕЙ и ЯМБ В двусложной стопе ударение может стоять либо на первом слоге, либо на втором. Так образуются два стихотворных метра — хорей и ямб. Если стихотворение состоит из двусложных стоп, в которых стихотворное ударение детские стихи 3 класс на первый слог, то это стихотворение написано хореем. Если стихотворение состоит из двусложных стоп, в которых стихотворное ударение падает на второй слог, то это стихотворение написано ямбом. Хорей соответствует ритму: ударный слог — безударный слог, ударный слог — безударный слог. Ямб соответствует ритму: безударный слог — ударный слог, безударный слог — ударный слог. Вот, например, два четверостишья Пушкина: Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Значит, это стихотворение написано хореем. А вот стихотворение Детские стихи 3 класс. Добролюбова «Тихий ангел»: Кипел меж нами спор ужасный И бурно речь гостей текла, Когда ты к нам с улыбкой ясной, С приветным взором подошла. Прервать молчанья Никто как будто бы не смел; И думал я в очарованьи: «Здесь тихий ангел пролетел! » Посмотрев на расположение детские стихи 3 класс, мы видим, что здесь должен быть детские стихи 3 класс безударный слог — ударный слог, безударный слог — ударный слог. » Мы видим, что ударение в стопе падает на второй слог. Значит, это стихотворение написано ямбом. Упражнение Поэтические отрывки разделены на стопы. По расположению ударений в стопах определи, какой отрывок написан хореем, какой — ямбом. Подчеркни добавленные стихотворные ударения фиолетовым карандашом, а жёлтым — слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Определи, каким метром написан поэтический отрывок. Подчеркни добавленные стихотворные ударения синим карандашом, а красным — слова, у которых ударение отнято. Всё, что робкого пугает, — Темнота, и треск, и шум, — В нас отвагу вызывает, Возбуждает смелый ум. Светит месяц одинокий Через левое плечо. Пруд окован крепкой бронью, И уходят от воды Вправо — крестики вороньи, Влево — заячьи следы. Какая ранняя детские стихи 3 класс звонкая зима! Ещё вчера был лес детские стихи 3 класс, Но за ночь ветер вдруг сошёл с ума, И выпал снег, и лёг на листья иней. Упражнение Попробуй сочини стихотворение из одного четверостишия или большеиспользуя один из стихотворных метров — ямб или хорей. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 РОСА КАКАЯ? Вариант 2 Алмаз КАКОЙ? Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Задания для твоего самообразования 60. Упражнение Поэтические отрывки разделены на стопы. По расположению ударений в стопах определи, какой отрывок написан хореем, какой — ямбом. Подчеркни добавленные детские стихи 3 класс ударения зелёным карандашом, а розовым — слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Подчеркни добавленные стихотворные ударения жёлтым карандашом, а синим — слова, у которых ударение отнято. Определи, каким стихотворным метром написан поэтический отрывок. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вёл вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Чёрное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Вырастем — историками станем, А пока лишь ходим и глазеем. Замерла Татьяна у витрины, Я к ней подошёл и тоже замер. Неподвижный, чёрный, мрачный, длинный Там лежал скелет, как будто детские стихи 3 класс яме. Распустив хвоста колючий веер, На сосне красуется глухарь. Тонкий дух весенней благодати, Свет звезды — как первая слеза… И глухарь, кудесник бородатый, Закрывает жёлтые глаза. Раскрась разноцветными карандашами метафоры. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —ХА. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 7 ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ и АНАПЕСТ В трёхсложной стопе детские стихи 3 класс может стоять либо на первом слоге, либо на втором, либо на третьем. Так образуются ещё три стихотворных метра — д а ктиль, амфибр а хий и ан а пе ст. Если стихотворение состоит из трёхсложных стоп, в которых стихотворное ударение падает на первый слог, то это стихотворение написано дактилем. Детские стихи 3 класс стихотворение состоит из трёхсложных стоп, в которых стихотворное ударение падает на второй слог, то это стихотворение написано амфибрахием. Если стихотворение состоит из трёхсложных стоп, в которых стихотворное ударение падает на третий слог, то это стихотворение написано анапестом. Дактиль соответствует ритму: ударный слог — безударный слог — безударный слог, ударный слог — безударный слог — безударный слог. Амфибрахий соответствует ритму: безударный слог — ударный слог — безударный слог, безударный слог — ударный слог — безударный слог. Анапест соответствует ритму: безударный слог — безударный слог — ударный слог, безударный слог — безударный слог — ударный слог. Вот детские стихи 3 класс четверостишие из стихотворения Блока «Учитель»: Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Посмотрев на расположение ударений, мы видим, что здесь есть ритм ударный слог — безударный слог — безударный слог, ударный слог — безударный слог — безударный слог. Стихотворные ударения полностью совпадают с обычными. В каждом стихе четверостишия по две трёхсложные стопы, плюс ещё по неполной стопе на концах стихов. В первом и третьем стихах конечные стопы состоят из одного слога, во втором и четвёртом стихах — из двух слогов. Но это не влияет на то, что стихотворение считается написанным трёхсложными стопами. Ударение в трёхсложных стопах падает на первый слог, поэтому стихотворение написано дактилем. Вот отрывок из стихотворения Фета: На море ночное мы оба глядели. Под нами скала обрывалася бездной; Вдали затихавшие волны белели, А с неба отсталые тучки летели, И ночь красотой одевалася звездной. Посмотрев на расположение ударений, мы видим, что здесь есть ритм безударный слог —ударный слог — безударный слог, безударный слог —ударный слог — безударный слог. Стихотворные ударения почти полностью совпадают с обычными надо только отнять ударение у слова «мы» в первом стихе. В каждом стихе отрывка по четыре трёхсложных стопы. Ударение в трёхсложных стопах падает на второй слог, поэтому стихотворение написано амфибрахием. А вот четверостишие из другого стихотворения Фета: Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. Посмотрев на расположение ударений, мы видим, что здесь есть ритм безударный слог — безударный слог —ударный слог, безударный слог — безударный слог —ударный слог. Чтобы проставить стихотворные ударения, надо отнять ударения у слова «снова» в начале первого стиха и у слова «солнце» в начале второго стиха. В каждом стихе четверостишия по три трёхсложные стопы, плюс ещё по безударному слогу на концах первого и третьего стихов. Эти конечные слоги не входят ни в какую стопу. Они не влияют на то, что стихотворение считается написанным трёхсложными стопами. Ударение в трёхсложных стопах детские стихи 3 класс на последний слог, поэтому стихотворение написано анапестом. Итак, существует пять основных стихотворных метров не путать с мерой длины — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Упражнение Поэтические отрывки детские стихи 3 класс на стопы. По расположению ударений в стопах определи, какой отрывок написан дактилем, какой — амфибрахием, какой — анапестом. Раскрась соответственно —жёлтым, розовым и зелёным фоном. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Определи, каким стихотворным метром написан каждый поэтический отрывок. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы. Она мне казалась монетой, Которой, в неведомый век, Таинственный гость человека, Смеясь, заплатил за ночлег. В розовато-коричневом дыме Не покрытых листами ветвей, Весь пронизан лучами косыми, Бьёт крылом и поёт соловей. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега. В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны. Сосен тяжёлые сучья Мокрого снега детские стихи 3 класс. Раскалённая солнцем трава Испареньями влаги одета. Пожелтевший от зноя лопух Развернул розоватые латы И стоит, задыхаясь от мух, Под высокими окнами хаты. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 ТУМАН КАКОЙ? Вариант 2 ТУЧА КАКАЯ? Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова: Овраг — зигзаг тропинка — рябинка ручей — корней журчанье — молчанье 69. Упражнение Попробуй сочини стихотворение из одного четверостишия или большеиспользуя один из стихотворных метров —дактиль, детские стихи 3 класс или анапест. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Задания для твоего самообразования 71. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, детские стихи 3 класс на стопы. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Определи, каким стихотворным метром написан каждый поэтический отрывок. Так, вытянув крылья, орлица Стоит на уступе скалы, И в клюве её шевелится Огонь, выступая из мглы. Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснётся, И заплачет спросонья. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к слову, которое оканчивается на —ЕЧ При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Прочитай стихотворение и выучи его наизусть. Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе, Плакучие ветви берёз Мне дали певучий размер амфибрахий, — В нём вальс улетающих грёз. И дактиль я в звоне ловил колокольном, И в марше солдат — анапест, Детские стихи 3 класс мой опыт был с детства невольным, Как нежность на лике невест. Упражнение Попробуй сочини стихотворение из одного четверостишия или детские стихи 3 классиспользуя один из стихотворных метров — ямб или дактиль. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Подчеркни красным карандашом слоги, на которые падает дополнительное ударение, а синим карандашом слова, у которых ударение отнято. Определи, каким стихотворным метром написан каждый поэтический отрывок. Даль необъятная Вся серебристым сияньем горит; Ночь непроглядная, ночь ароматная Детские стихи 3 класс и ласкает, зовёт и томит… Как мощный орган в величавом соборе, Оно беспокойно гудело у скал. Поднимется вал, набежит, разобьётся И в жемчуге пены отхлынет назад… И кажется, кто-то детские стихи 3 класс смеётся, И кажется, чьи-то угрозы звучат! На утёсах твоих, вместо влажного мха, Известняк, словно каменный кактус, расцвёл. На твоих островах в раскалённом песке, Позабыты приливом, растущим в ночи, Издыхают чудовища моря в тоске: Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи. Знакомое место едва мы узнали; Как в сказке, волшебно горела река, Как в сказке, о чём-то пугливо шептали, Дрожа и колеблясь, кусты лозняка. Старая няня учёная Песню твою поняла. Что тебе угол родной, Матери ласки приветные! Жизни ты жаждешь иной, Годы прошли незаметные… Близится день роковой. Вечерний выстрел загремел, И мы с волнением внимали… Тогда лучи уж догорали, И на море туман густел… Плыл с болота туман, надвигаясь на луг, И над ним возвышались деревьев вершины. А внизу, вдалеке, у подножья холма, Где в овраге ручей извивался, играя, Всем уже овладела и правила тьма; Я спустился туда, осторожно ступая. Свежий запах травы и вечерний туман, Засыпающих птиц одинокие всхлипы, — Ночь для нас сотворила пьянящий дурман, — Я качнулся и сел под раскидистой липой. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 Весна КАКАЯ? Вариант 2 Лето КАКОЕ? Вариант 2 ОСЕНЬ КАКАЯ? Гумилёв — великий русский поэт. В своих критических статьях он давал разные характеристики произведениям своих современников-поэтов. Определи, к какому стихотворению относится каждое из его высказываний. При затруднении обратись к отделу «Ключи» в конце книги. Со мною встретились гномы В саду у пёстрых куртин. Все с ветками тёмной ели, И только один с жезлом; Они смеялись и пели, И звали меня в свой дом. Так звонко они смеялись, Как будто им было смешно, Смешно, что они притворялись Весёлыми очень давно… Левберг Поза, в которой заблагорассудилось застыть этому поэту, это поза человека, благословляющего мир. Это ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота. Хрупкость выверенных ритмов, несколько кружевная композиция детские стихи 3 класс есть в полной мере в его стихах. В этих стихах усталость, разочарование, рождающие у других только ненужные пробы пера, у Во многих стихотворениях чувствуется подлинно поэтическое переживание, только не нашедшее своего настоящего выражения. Материал для стихов есть: это — энергия в соединении с мечтательностью, способность видеть и слышать и какая-то строгая и спокойная грусть, отнюдь не похожая на печаль. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 1 К детские стихи 3 класс, которые оканчиваются на —ЕМ. Задания для твоего самообразования детские стихи 3 класс. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения, раздели на стопы. Подчеркни слоги, на которые падает дополнительное ударение. Подчеркни слова, у которых ударение отнято. Определи, каким стихотворным метром написан каждый поэтический отрывок. О, если б только расти поскорей!. » Как бы я рад был с тобой поменяться, Чтобы, как ты, и резвиться и петь, Чтобы, как ты, беззаботно смеяться, Шумно играть и беспечно глядеть! Взойди на мост, склони свой взгляд: Там льдины прыгают по льдинам, Зелёные, как медный яд, С ужасным шелестом змеиным. На станцию Нара Ушёл предпоследний состав. Луна из-за края амбара Сияет, под кровлями встав. Отцвели кувшинки, И шафран отцвёл. Выбиты тропинки, Лес и пуст, и гол. Только ты красива, Хоть давно суха, В кочках у залива Старая ольха. Женственно глядишься В воду в полусне — И засеребришься Прежде всех к весне. Детям вечно досаден их детские стихи 3 класс и детские стихи 3 класс, И дрались мы до ссадин, до детские стихи 3 класс обид. Но одежды латали нам матери в срок, Мы же книги глотали, пьянея от строк. Смотрит ввысь зенитки тонкий ствол. У КП на маленькой площадке Лётчики играют в волейбол. Передышки считаны минуты: Вдалеке уже гудят винты… Лётчики снимают парашюты, Ставят в ряд неловкие унты. Тот — с бомбёжки, этот — из разведки. Боя блеск в глазах ещё горяч! И летает над потёртой сеткой Беззаботный волейбольный мяч. А искусство моё, как мороз, даже лужи Превращало порой в голубое стекло. При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Попробуй сочини стихотворение из одного четверостишия или большеиспользуя один из стихотворных метров — хорей или амфибрахий. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этого поэта. Занятие 9 ЕЩЁ О СТИХОТВОРНОМ УДАРЕНИИ… Сегодня мы подробнее поговорим детские стихи 3 класс стихотворном ударении. Оно отличается от обычного ударения. В обычной прозаической детские стихи 3 класс слово может иметь только одно ударение. В стихах, для соблюдения ритма, в слове может появляться второе и детские стихи 3 класс третье ударение. Или наоборот, ударение у слова можно отнять. Вот, например, четверостишие из стихотворения Пастернака «Дрозды»: На захолустном полустанке Обеденная тишина. Безжизненно поют овсянки В кустарнике у полотна. Ударений в каждом стихе мало. Но как определить, где ставить новые ударения? Для этого надо понять, каким метром написано это стихотворение — ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием или анапестом. Изучим уже стоящие в отрывке ударения. Может быть, детские стихи 3 класс из них будет потом отнято от слова? Возможно, но большая часть ударений детские стихи 3 класс, иначе стихотворение получится некрасивым. Между ними три безударных. Предположим, что стихотворение написано дактилем. Раз стихотворение написано дактилем, ударным слогом в этой стопе должен быть первый слог, а у нас ударным получился второй. Предположим, что стихотворение написано амфибрахием. Раз стихотворение написано амфибрахием, ударным слогом в этой стопе должен быть второй слог, а у нас ударным получился третий. Предположим, что стихотворение написано анапестом. Значит, следующую стопу должны составлять слоги -номпо- и -лу. Здесь вообще нет ударного слога. А переставлять ударение внутри слова «полустанке», чтобы это ударение появилось, мы не можем, потому что переносить ударение внутри слова нельзя. Итак, это стихотворение написано не дактилем, не амфибрахием, ни анапестом. Это значит, что оно написано хореем или ямбом. Для облегчения работы существует правило: А если между двумя ударными слогами один или три безударных слога, то стихотворение написано хореем или ямбом, а стопы в нём — двусложные; Б если между двумя ударными слогами два безударных слога, то стихотворение написано дактилем, амфибрахием или детские стихи 3 класс, а стопы в нём — трёхсложные; В если между двумя ударными слогами четыре безударных слога, то одно из ударений должно быть отнято; Б если между двумя ударными слогами пять безударных слогов, то стихотворение может быть написано любым из пяти метров; Но на всякий случай надо всегда иметь в виду, детские стихи 3 класс одно из обычных ударений может быть отнято при расстановке стихотворных ударений. Так что все выводы надо проверять и на других стихах. Действительно, может быть, одно из ударений в первом стихе будет отнято, и детские стихи 3 класс выводы неверны? Это число подходит для любого метра. Значит, стихотворение написано хореем или ямбом. Это число подходит для любого метра. Итак, два стиха написаны, скорее всего, хореем или ямбом, а два стиха — неизвестно каким метром. Значит, скорее всего, всё стихотворение написано либо хореем, либо ямбом. Но чем из них? Если стихотворение написано хореем, то первый слог в каждом стихе должен быть ударным, а второй — безударным, потому что первые два слога составляют стопу, ударение в которой должно падать на первый слог. Если же стихотворение написано ямбом, то первое ударение в каждом стихе должно падать на второй слог, а первый слог должен оставаться безударным. Чтобы понять, каким метром написано стихотворение, ямбом или хореем, нам достаточно определить, какой слог ударный в каждом стихе — первый или второй. Надо проверить все стихи, чтобы не ошибиться в том случае, если у какого-то слова ударение на самом деле отнято. Во втором, третьем и четвёртом стихах ударение падает на второй слог. В первом стихе первое ударение падает на четвёртый слог, но если мы добавим ударение для сохранения ритма, оно упадёт как раз на второй слог. Итак, стихотворение написано ямбом. В этом четверостишии появилось детские стихи 3 класс новых ударений — два в первом стихе, два во втором, одно в третьем и два в четвёртом. Упражнение Подчеркни добавленные стихотворные ударения. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения. Подчеркни те ударения, которые ты добавил. Раздели на стопы и определи стихотворный метр. Деревьев громкий треск звучит, как канонада. Глубокий мрак ночей выводит терема Сверкающих снегов над выступами сада. В одежде кристаллической детские стихи 3 класс Стоят деревья. Тёмные вороны, Сшибая снег с опущенных ветвей, Шарахаются, немощны и сонны. И в те же числа, Что мы бегущих колошматили, Шли ливни и земля раскисла. Когда нежданно в коноплянике Показывались мы ватагой, Их танки скатывались в панике На дно размокшего оврага. Вокруг — реторты, глобусы,бумага, И кашель старика, и бой часов. Упражнение Напиши как можно больше слов к данному слову. При затруднении обратись к словарю «Эпитеты». Вариант 1 Небо КАКОЕ? Вариант 2 Облако КАКОЕ? Вариант 3 Дождь КАКОЙ? Упражнение Сочини четверостишье, в котором рифмуются слова: Осень — сосен зима — холма метели — налетели снега — луга 88. Упражнение Подбери как можно больше слов-рифм к словам. При затруднении обратись к словарю. Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Вариант 2 К словам, которые оканчиваются на —ГЕ. Выпиши слова, с помощью которых вводятся эти сравнения. Майков Война Как собака на цепи тяжёлой, Тявкает за лесом пулемёт, И жужжат шрапнели, словно пчёлы, Собирая ярко-красный мёд. А «ура» вдали, как будто пенье Трудный день окончивших жнецов. Скажешь: это — мирное селенье В самый благостный из вечеров. Клычков Задания для твоего самообразования 90. Упражнение Раздели на слоги, проставь стихотворные ударения. Подчеркни те ударения, которые ты добавил. Раздели на стопы и определи стихотворный метр. Заболоцкий Крыса Вздрагивает огонёк лампадки, В полутёмной детской тихо, жутко, В кружевной и розовой кроватке Притаилась робкая малютка. Там живёт он, маленький и лысый… Горе! Из-за шкафа платяного Медленно выходит злая крыса. В красноватом отблеске лампадки, Поводя колючими усами, Смотрит, есть ли девочка в кроватке, Девочка с огромными глазами. Страшно ждать, но встать ещё страшнее. Где он, где он, ангел светлокрылый? При затруднении обратись к «СЛОВАРЮ РИФМ». Попробуй сочинить двустишье или четверостишье с этими словами. Упражнение Найди и прочитай стихотворения Выучи наизусть стихотворение, которое тебе понравилось больше всех. Запиши в раздел «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ» названия стихотворений этой поэтессы. Скачать бесплатно книгу Узоровой КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ. Разрешается скачивать материалы для Offline обучения и личного пользования!



COPYRIGHT © 2010-2016 depup.ru